Меню сайта
Категории раздела
Биографии [28]
Биология и химия [2]
Издательское дело и полиграфия [1]
Краткое содержание произведений [6]
Промышленность, производство [3]
Рефераты по безопасности жизнедеятельности [4]
Рефераты по биологии [5]
Рефераты по географии [18]
Рефераты по геологии [2]
Рефераты по гражданскому праву и процессу [1]
Рефераты по информатике, программированию [14]
Рефераты по истории [19]
Рефераты по истории техники [6]
Рефераты по культуре и искусству [25]
Рефераты по маркетингу [1]
Рефераты по математике [7]
Рефераты по медицине [19]
Рефераты по менеджменту [12]
Рефераты по москвоведению [4]
Рефераты по музыке [14]
Рефераты по науке и технике [11]
Рефераты по педагогике [4]
Рефераты по политологии [7]
Рефераты по праву [9]
Рефераты по психологии [9]
Рефераты по рекламе [7]
Рефераты по религии и мифологии [14]
Рефераты по сексологии [7]
Рефераты по социологии [3]
Рефераты по физкультуре и спорту [10]
Рефераты по философии [24]
Рефераты по экологии [8]
Рефераты по экономике [15]
Рефераты по эргономике [15]
Рефераты по юридическим наукам [7]
Рефераты по юриспруденции [5]
Сочинения по литературе и русскому языку [30]
Топики по английскому языку [12]
Языкознание, филология [8]
психология, педагогика [16]
Новости [57]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 23
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
Архив записей
Друзья сайта

Среда, 15.05.2024, 11:10

Мой сайт


Приветствую Вас Гость
Главная » 2010 » Февраль » 13 » Социальное самочувствие современного российского студенчества: анализ проблем и настроений
01:13
Социальное самочувствие современного российского студенчества: анализ проблем и настроений

Аймалетдинов Тимур Алиевич

Московский государственный социальный университет.

Не так давно студенчество России вступило в XXI век, который предстает перед нами в координатах модернизации, глобализации и доминирования информационных технологий - век «глобальных инноваций» во всех сферах общественной жизни: в образовании, культуре, экономике, политике.

Вековая история развития мировой цивилизации показала, что наиболее приоритетной ценностью, обеспечивающей социальный прогресс общества, является система образования как один из важнейших социальных институтов, формирующих общественное сознание и интеллектуальный потенциал нации. Особая роль при этом принадлежит высшему образованию, которое обеспечивает подготовку специалистов-профессионалов, представляющих «интеллектуальный портрет» той или иной страны.

В настоящее время Россия остро нуждается в высококвалифицированных специалистах нового типа, соответствующего условиям современного развивающегося мира, обладающих высоким профессионализмом, повышать который, в первую очередь, должны университеты и другие высшие школы.

Сегодня остро стоит вопрос - каким должен быть университет в XXI веке? Прежде всего, вуз должен выполнять функцию формирования гармонично развитой, социально активной, творческой, целеустремленной и ответственной личности, способной уметь реализовывать личностную и гражданскую позиции, осознанно выбирать профессию и идентифицировать себя в социальном пространстве.

Основные цели и задачи российского высшего образования в XXI веке видятся в обеспечении исторической преемственности поколений, сохранении и развитии национальной культуры, культуры межэтнических отношений. Необходимо также обеспечить условия для успешного воспитания патриотов, граждан, обладающих высокой нравственностью, уважающих права и свободы людей. И, наконец, особо важной задачей становится формирование у студентов целостного миропонимания и современного научного мировоззрения.

В эпоху глобализации наиболее влиятельными факторами социальной динамики становятся информация, наука и образование. Таким образом, конкурентоспособным будет человек, освоивший основы наук, владеющий новейшими способами восприятия и передачи информации, образованный и практически подготовленный, прежде всего в профессиональном, языковом и мировоззренческом контекстах. В условиях быстро меняющегося мира необходимо развивать у студентов способность к самостоятельному получению новых знаний, умение пользоваться новыми средствами получения и обработки информации, позволяющих постоянно повышать уровень своего образования и интеллектуального потенциала.

Повсеместно XXI век признается веком информационных технологий, широкое распространение которых поставило новые проблемы и открыло новые перспективы перед системой образования в целом и перед высшим образованием в частности.

В XXI веке особо остро стоит проблема бережного отношения к ценнейшему ресурсу нации - ее молодому поколению, так как оно в виде массы безработной и не имеющей квалификации молодежи может превратиться в реальную угрозу социальной целостности, гармонии и стабильности развития российского общества.

Студенческая молодёжь - это не только самая активная и динамичная часть любого общества, объективно она является его будущим, так как именно ей вскоре предстоит решающим образом определить судьбу страны.

Нынешняя молодежь, студенчество живет уже в другом мире, не в том, что жила молодежь предыдущих десятилетий. Она развивалась в эпоху государственных перемен и кризисных условий и смотрит на мир уже другими глазами. И в силу того, что эта социальная группа наиболее легко восприимчива к новомодным изменениям и тенденциям, зачастую носящим отрицательный характер, особую роль приобретает эффективная молодежная политика, направленная на формирование образованной, культурной и нравственной личности.

Несмотря на сложную ситуацию в образовании, которая сложилась в последние десятилетия, явившись следствием кризисного состояния нашей страны, российские студенты продолжают быть первыми и в науке, и в спорте, и в творчестве. Однако есть и оборотная сторона медали, а именно рост асоциальных явлений в студенческой среде, таких как наркомания, курение, чрезмерное употребление алкоголя, заболеваемость СПИДом. Последние социологические исследования свидетельствуют о массовом характере распространения данных явлений среди молодежи, в том числе студентов.

Говоря о социальном самочувствии современных студентов нельзя не привести следующие цифры. По данным социологического исследования, проведенного Госкомстатом[1], более 21% студентов недовольны тем, как складывается их профессиональная жизнь, а также смутно представляют перспективы дальнейшей работы по специальности. Получение профессионального образования, к сожалению, не гарантирует сегодня успешного трудоустройства. По данным исследования, около 10% людей, имеющих профессию – являются безработными, а работает по специальности всего около 68% - 70%.

Таким образом, сегодня перед российским государством стоит множество задач, которые необходимо выполнить для решения вышеуказанных проблем, по сути своей вступающих в явное противоречие с видимыми в XXI веке тенденциями развития образования (глобализация, виртуализация, демократизация).

В качестве приоритетных направлений развития государственной политики в этой сфере, прежде всего, следует выделить: обеспечение гарантий трудоустройства студентов; поддержку перспективных и талантливых студентов, аспирантов, нацеленных на творческую учебу и научную работу; налаживание эффективной системы оказания материально-финансовой помощи молодым семьям; формирование комплексной системы социальной поддержки малообеспеченных категорий студентов; повышение размеров стипендий и расширение системы льгот для студентов; создание необходимых условий для эффективного медицинского обслуживания, оздоровления и отдыха студентов.

Подводя итоги, следует сказать, что поднятые в докладе проблемы требуют более подробного научного анализа и изучения. Решение этих проблем поможет России в ближайшее время выйти из кризиса и занять достойное место в современном глобализующемся мире, создав необходимые предпосылки для быстрого и качественного социального развития нашей страны.

Решение проблем, связанных с обеспечением студентов качественными условиями обучения, их высококвалифицированной, профессиональной подготовкой должно стать сегодня одним из приоритетных направлений политики российского государства.

Список литературы

 [1] Шашков В.А. Занятность населения и проблемы ее регулирования в современном обществе // Обучение в России. – М., 2002. - № 2. – с. 7-8


Категория: Рефераты по педагогике | Просмотров: 497 | Добавил: isithaddly | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz