Каменец Валентина Васильевна, учитель истории и обществознания, МОУ Лакомобудская средняя общеобразовательная школа 2007 г. Пояснительная записка Создание правового государства, укрепление демократических основ государственной и общественной жизни осложнено объективными и субъективными трудностями. Среди них одной из наиболее значительных является недостаточная правовая культура граждан России, общественно-политическая пассивность людей. Низкой остается активность граждан в ходе избирательной кампании. Все это свидетельствует об актуальности целенаправленного формирования правового сознания подрастающего поколения. Одним из значимых признаков правовой культуры является готовность лично участвовать в политической жизни, управлении страной в качестве избирателя или политического деятеля того или иного уровня. Достаточный уровень правовой культура позволяет гражданину увидеть за формальными процедурами выдвижения кандидатов, прохождения их по цепочке выборов реальные масштабы народного представительства. В этом случае избиратель отдает свое предпочтение тем силам, которые, по его мнению, в наибольшей мере способны обеспечить, в случае победы на выборах, достойную жизнь народа, законность и правопорядок, характерные для демократического правового государства. Особое значение подготовки учащихся к сознательной и активной деятельности в качестве избирателей обусловливает необходимостью включения в учебный план в 10 классе элективного курса «Избирательное право», который изучается параллельно с темой «Политика». Элективный курс расчитан на 17-18 часов. В условиях профильной школы элективный курс углубляет, расширяет и дополняет знания, полученные на уроках обществознания. Однако, независимо от избранного профиля выпускник школы должен достичь определенного уровня компетентности в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношений (поступать в соответствии с нравственными и правовыми нормами, грамотно взаимодействовать с государством и важнейшими институтами гражданского общества). Цель курса - подготовить молодое поколение к участию в политической жизни общества, освоению социальных ролей человека и гражданина. Задачи курса: - развитие личности в период ранней юности, ее политической и правовой культуры; - воспитание активной жизненной и гражданской позиции, толерантности, ответственности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям; -освоение знаний по избирательному праву, их обобщение, систематизация, расширение и углубление; -формирование опыта применения полученных знаний в области гражданско-правовой деятельности; При изучении элективного курса используются активные методы обучения - самостоятельная практическая работа с текстами нормативных правовых актов, беседы, дискуссии, интерактивные лекции, тестовый контроль, подготовка докладов и сообщений. Предусматривается проведение конкурса, конференции, ролевой игры, посещение учащимися избирательных участков в период избирательных кампаний. Программа курса предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков: учебно-организационных (умение намечать учебную задачу, ее конечную цель; прогнозировать результат работы; работать в группе; осуществлять самоконтроль, самооценку, взаимоконтроль, взаимооценку.) учебно-интеллектуальных (определять понятия; анализировать; классифицировать, сравнивать; обобщать; делать выводы.) информационно-коммуникативных (умение работать с письменными и устными источниками информации -уплотнять информацию и переводить из одной знаковой системой в другую; создавать тексты различных видов; взаимодействовать в различных формах монолога, диалога, полилога) В результате изучения элективного курса ученик должен Знать основные термины (демократия, выборы, закон, избирательная система, мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, активное избирательное право, пассивное избирательное право, ценз, мандат, референдум ).Сравнивать мажоритарную и пропорциональную избирательные системы, активное и пассивное избирательное право. Объяснять политическую роль избирателя, какие нормы права используются при проведении выборов. Приводить примеры участия граждан в политической жизни общества. подбирать из СМИ материалы о выборах (предстоящих или состоявшихся),о проблемах возникших при их проведении, высказывать свою точку зрения. Тематическое планирование курса № | Тема | Форма работы | Часы | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 | Введение. Роль выборов в демократической политической системе. История выборов Особенности политической системы РФ. Типы избирательных систем. Избирательная система РФ. Избирательный процесс. Референдум. Выборы Президента РФ. Выборы депутатов Государственной Думы и формирование Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Выборы в органы власти субъектов РФ. Выборы в органы местного самоуправления. Знаете ли вы избирательное право? Мы учимся выбирать Резерв. | Лекция с элементами беседы Сообщения уч-ся Лекция с элементами беседы Лекция с элементами беседы Работа в группах Практикум Практикум Практикум Практикум Конференция Конкурс Проектная деятельность учащихся Ролевая игра Экскурсия на избирательные участки (в период избирательной кампании) | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 2 2 | Содержание и методические рекомендации. Тема 1. Введение. Роль выборов в демократической политической системе. Понятие выборов и их место в демократическом государстве. Функции выборов в условиях демократии. Выборы в тоталитарных, авторитарных и переходных обществах. Тема 2. История выборов. Выборы в Древней Греции. Выборы в Древнем Риме. Выборы на Руси. Выборы русских царей. Из истории английского парламента. Тема 3. Особенности политической системы РФ. Политико-правовой режим. Форма правления. Форма государственного устройства. Государственный аппарат. Проблемы формирования гражданского общества и правового государства. Особенности формирования политической элиты. Роль партий и движений в современной России. Тема 4. Типы избирательных систем. Избирательная система РФ. Что такое избирательная система? Принципы избирательной системы. Мажоритарная избирательная система. Пропорциональная избирательная система. Смешанная система. Избирательная система РФ. Тема5. Избирательный процесс. Подготовка выборов. Выдвижение кандидатов. Агитационная кампания. Голосование. Подведение итогов выборов. Тема 6. Референдум. Понятие референдума. История референдума. Виды референдумов. Порядок проведения референдума. Референдумы в России. Форма работы: практическая работа с текстами Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О референдуме» Тема 7. Выборы Президента РФ. Принципы проведения выборов Президента РФ. Назначение выборов. Порядок формирования избирательных округов. Статус кандидатов. Система -5- избирательных комиссий.. Финансирование выборов. Предвыборная агитация. Голосование. Установление результатов выборов. Результаты последних выборов Президента РФ. Форма работы: практическая работа с текстами Конституции РФ, Федерального закона от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федерального закона от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации». Анализ материалов из СМИ о выборах (предстоящих или уже состоявшихся), о проблемах, возникших при их проведении или при подготовке к ним. Тема 8. Выборы депутатов Государственной Думы и формирование Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Принципы проведения выборов депутатов Государственной Думы. Назначение выборов. Порядок формирования избирательных округов. Статус кандидатов. Система избирательных комиссий.. Финансирование выборов. Предвыборная агитация. Голосование. Установление результатов выборов. Результаты последних выборов депутатов Государственной Думы. Порядок формирования Совета Федерации. Форма работы: практическая работа с текстами Конституции РФ, Федерального закона от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федерального закона от 20 декабря 2002 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Анализ материалов из СМИ о выборах (предстоящих или уже состоявшихся), о проблемах, возникших при их проведении или при подготовке к ним. Тема 9. Выборы в органы власти субъектов РФ. Система органов государственной власти субъектов РФ. Принципы и особенности проведения выборов государственной власти субъектов РФ. Результаты последних выборов в органы власти субъектов РФ. Методические рекомендации: данную тему необходимо изучать, используя нормативно-правовые акты субъекта федерации и материалы СМИ субъекта федерации. Например, Закон Брянской области от 26 июня 2003 г. «О выборах депутатов Брянской областной Думы», Закон Брянской области от 30 октября 2003 г. «О выборах губернатора Брянской области», материалы газет «Брянские факты», «Брянский перекресток». Тема 10. Выборы в органы местного самоуправления. Форма работы: конференция. Методические рекомендации: На конференцию приглашаются представители местных органов власти и члены участковой избирательной комиссии. Учащиеся готовят вопросы о системе местного самоуправления, об особенностях выборов в органы местного самоуправления, об итогах последних выборов в органы местного самоуправления. При подготовке учащиеся работают с Уставом поселения. Тема 11. Знаете ли вы избирательное право? Форма работы: конкурс Методические рекомендации: конкурс проводится в форме письменных ответов на вопросы и задания: Нарисуйте схемы высших органов государственной власти в РФ и органов государственной власти в субъекте федерации, где вы проживаете. Какому федеральному закону должны соответствовать все избирательные законы на территории России, когда он был принят? Назовите дату проведения последних выборов во все органы государственной власти и органы местного самоуправления. Кто назначает выборы в органы государственной власти РФ, субъектов федерации и органы местного самоуправления? Проводились ли референдумы в РФ, в субъекте федерации, где вы проживаете? По какой избирательной системе проводились последние выборы депутатов Государственной Думы? Как избирательное законодательство в РФ регламентирует порядок финансирования выборов Президента РФ и депутатов Государственной Думы? Какие избирательные комиссии осуществляют подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы? Каков срок проведения предвыборной агитации в СМИ? 10)Кому запрещено вносить пожертвования в избирательные фонды политических партий, выдвинувших федеральный список кандидатов? 11)Кто выделяет помещение для голосования? 12) При наличии каких документов избиратель может получить избирательный бюллетень? 13) Может ли избиратель, совершивший ошибку при заполнения бюллетеня, получить новый избирательный бюллетень? 14) Кто имеет право присутствовать при проведения голосования вне помещения для голосования? 15)Когда по закону «О выборах Президента РФ» выборы считаются несостоявшимися? Тема 12. Мы учимся выбирать. Формы работы: Проектная деятельность учащихся, ролевая игра. Методические рекомендации: При подготовке к ролевой игре «Выборы депутатов в органы местного самоуправления» идет проектная деятельность учащихся. Распределяются роли («кандидаты» в депутаты органов местного самоуправления, «доверенные лица» «кандидатов» в депутаты органов местного самоуправления , «председатель» и «члены избирательной комиссии», «представители» СМИ, «избиратели»). «Кандидаты» в депутаты органов местного самоуправления , «доверенные лица кандидатов», «избиратели» и «представители СМИ» готовятся к предвыборной агитации. «Председатель» и «члены избирательной комиссии» готовят необходимые документы и помещение для голосования. 1 этап игры «Выдвижение «кандидата» Игра начинается с того, что некоторые ее участники выдвигают себя «кандидатами» в депутаты органов местного самоуправления. На этом этапе «кандидаты» пишут заявления о своем выдвижении. При этом следует оговорить, что по закону кандидатом в депутаты органов местного самоуправления может быть гражданин достигший 18 лет. На основании этого заявления составляются подписные листы. На которых участники игры ставят свои подписи в поддержку того или иного «кандидата». Каждый «избиратель» может ставить только одну подпись на подписном листе. Победителями становятся 2-3 «кандидата», набравшие большинство подписей. Вслед за этим участники «подписной кампании» «регистрируют» «кандидатов»; последние получают «удостоверения» о том, что они «зарегистрированы» как «кандидаты». «Кандидатам» сообщается, что список с указанием их данных передается СМИ. 11 этап игры «Предвыборная агитация» В игре «доверенные лица» кандидатов в депутаты органов местного самоуправления могут организовать «встречу с избирателями». На ней выступают «кандидат» и те, кто его представляет. «Избиратели» и «представители СМИ» задают вопросы. Полезно зафиксировать внимание на вопросе равенства возможностей тех или иных кандидатов получить доступ к «экрану ТВ» или к «микрофону на радио», на «страницы газет». Между «телевизионщиками» и «кандидатами» в игре могут проходить обсуждения времени выхода в эфир, соотнесения с другими передачами, возможности приглашения деятелей искусств и др. 111 этап игры «Голосование и подведение итогов выборов» Участники игры: «избиратели», «Председатель» и «члены избирательной комиссии», «наблюдатели».В задачу «наблюдателей» должен входить контроль за тем, в какой мере действия «избирателей» и «членов избирательной комиссии» соответствуют закону (его текст «наблюдателям» целесообразно иметь перед глазами). Можно создать и нестандартные ситуации. Например, один из «избирателей» выходит из кабины и подходит не к ящику, а к «членам комиссии» и говорит, что он испортил бюллетень и хотел бы проголосовать повторно. В этом случае «избирательная комиссия» предоставляет ему такую возможность. Или: кто-то из «избирателей» делает пометки в бюллетенях, не войдя в кабину. Можно представить и некоторые грубые нарушения избирательных прав граждан (попытка «задабривания» или «запугивания» «избирателей», продолжения предвыборной агитации в день голосования и др.). Когда «голосование» закончилось «члены избирательной комиссии» подсчитывают голоса. После этого в присутствии «наблюдателей» составляется протокол по итогам голосования (в трех экземплярах), который подписывается всеми «членами избирательной комиссии». Третий экземпляр предоставляется для ознакомления «доверенным лицам» и «представителям СМИ». 13. Резерв. Нормативные правовые акты Конституция РФ Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации» Федеральный конституционный закон «О референдуме» Федеральный закон от 10 октября 1995 г. «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» Закон Брянской области от26 июня 2003 г. «О выборах депутатов Брянской областной Думы» Закон Брянской области от 30 октября 2003 г. «О выборах губернатора Брянской области» Закон Брянской области от 29 апреля 2004 г. «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Брянской области» Закон Брянской области от 24 июня 2004 г. «О выборах глав муниципальных образований в Брянской области» Устав Лакомобудского сельского поселения от 9 февраля 2006 г. Список литературы Авакьянс С. «Какая избирательная система лучше?» журнал «Российская Федерация сегодня» 2004 . №23 Бузин А.Ю. «Распределение депутатских мандатов: закон или алгоритм?» журнал «Конституционное и муниципальное право» 2006 . №1 Гаджиев К.С. Введение в политологию. Книга для учащихся старших классов. М., 1993. Воробьев Н.И. «Конституционность реформы избирательной системы». журнал «Конституционное и муниципальное право» 2006 . №3 Карапетян Л.М. «Конституция и партийно-политическая избирательная система в России». журнал «Конституционное и муниципальное право» 2006 . №2 Масловская М.В. «Избирательный процесс, как разновидность социальной деятельности». журнал «Конституционное и муниципальное право» 2006 . №3 Мокрый В. «Как провести выборы по новому закону?» журнал «Российская Федерация сегодня» 2004. №4 Никитин А.Ф. «Избирательное право». М., 1996. Пугачев В.П. Политология: справочник студента. М., 1999. Ресурсы сети Интернет. Выборы в России. Законы о выборах. http: //www vybory. ru./zakon. Выборы в России. http: //www google. ru. Выборы в России- информационно-аналитический портал о выборах в Государственную Думу 2007 и выборах Президента РФ 2008. http: //www izbiraem. ru. Приложение к уроку по теме: «Мы учимся выбирать» «В окружную избирательную комиссию » От «кандидата» в депутаты органов местного самоуправления (фамилия, имя, отчество) Заявление. Даю согласие баллотироваться «кандидатом» в депутаты органов местного самоуправления как «кандидат», выдвинутый в порядке самовыдвижения. О себе сообщаю следующие сведения: Дата рождения___________________________________________________ Гражданство_____________________________________________________ Адрес места жительства___________________________________________ Номер, дата выдачи документа, удостоверяющего личность.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Образование_______________________________________________________ Место работы_____________________________________________________ Сведения о неснятой судимости______________________________________ Принадлежность к общественному объединению и статус в нем________________________________________________________ Сведения о доходах и имуществе___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________ __________________ (дата) (подпись) Подписной лист Выборы депутатов представительного органа местного самоуправления _____________________________ (дата) Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение «кандидатом» в депутаты органов местного самоуправления гражданина РФ______________________________ Родившегося _____________________, работающего_____________________ Проживающего в___________________________________________________ №п/п | Фамилия, имя, Отчество. | Дата рождения | Адрес места жительства | Серия и № паспорта | Дата подписания | Подпись | 1. 2. 3. 4. | | | | | | | «Окружная избирательная комиссия» Решение. О регистрации «кандидата» в депутаты органов местного самоуправления. Проверив соответствие порядка самовыдвижения «кандидатом» в депутаты органов местного самоуправления требованиям .Закону Брянской области от 29 апреля 2004 г. «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Брянской области», соблюдение требований закона при проверке подписных листов, а также достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, решила: 1. Зарегистрировать «кандидатом» в депутаты органов местного самоуправления ______________________________________________________________ (Ф.И.О. «кандидата» в родительном падеже) Дата рождения_________________________________________________ Место работы. Должность________________________________________ Место жительства_______________________________________________ 2. Включить сведения о зарегистрированном «кандидате» в депутаты органов местного самоуправления в избирательный бюллетень для выборов депутатов органов местного самоуправления. 3. Выдать зарегистрированному «кандидату»___________________________ (Ф.И.О.) Удостоверение установленного образца. Решение принято «______»___________________200___г. в ___час.___мин. «Председатель»_______________ ___________________ (подпись) (Ф.И.О.) «Секретарь»__________________ ____________________ (подпись) (Ф.И.О.) «Выборы» в органы местного самоуправления Протокол «Окружной избирательной комиссии» об итогах голосования (адрес помещения для голосования ) «Окружная избирательная комиссия» установила: 1 | Число «избирателей»,включенных в список избирателей на момент окончания голосования | | 2 | Число избирательных бюллетеней, выданных избирателями в помещении для голосования в день голосования | | 3 | Число недействительных избирательных бюллетеней | | 4 | Число действительных избирательных бюллетеней | | | Фамилии, имена, отчества внесенных в избирательный бюллетень зарегистрированных «кандидатов» | Число голосов «избирателей», поданных за каждого зарегистрированного «кандидата» | 1 | | | 2 | | | 3 | | | «Председатель» окружной избирательной комиссии______________ (Ф.И.О.) (подпись) «Секретарь» комиссии_________________ «Члены» комиссии_____________________ ________________ У д о с т о в е р е н и е (фамилия) (имя, отчество) Зарегистрирован __________________ кандидатом в депутаты (дата) представительного органа местного самоуправления (наименование муниципального образования) По избирательному округу №______ «Председатель» окружной Избирательной комиссии__________ ____________ _______________ (подпись) (Ф.И.О.) (дата выдачи) У д о с т о в е р е н и е (фамилия) (имя, отчество) Избранного __________________ депутатом представительного органа (дата) местного самоуправления (наименование муниципального образования) По избирательному округу №______ «Председатель» территориальной Избирательной комиссии__________ ____________ _______________ (подпись) (Ф.И.О.) (дата выдачи) Тест «Я – избиратель» 1.Лучший друг уговаривает вас проголосовать за кандидата на должность Президента, который ему нравится. Как вы поступите? А) сделаю, что просит Б) не знаю, как поступить В) не сделаю 2. Вам предлагают приличные деньги за ваш избирательный бюллетень. Что вы сделаете? А) продам Б) не знаю, как поступить В) не продам 3. В день выборов Президента у вас появился шанс классно отдохнуть в отличной кампании. Что вы решите сделать? А) не пойду голосовать Б) не знаю, как поступить В) проголосую 4. Вы узнаете, что в день выборов Президента ваши родители собрались на дачу и не намерены голосовать. Как вы поступите? А) промолчу Б) не знаю, как поступить В) буду просить их остаться проголосовать. 5. Представьте, что один из кандидатов на должность Президента обещает молодежи в случае своей победы бесплатные дискотеки каждую субботу на протяжении всего срока своего президентства. Что вы сделаете? А) проголосую за него Б) не знаю, как поступить В) проголосую за другого кандидата 6. Один из кандидатов обещает перед выборами резко снизить цены на продукты и одежду. Как вы поступите? А) проголосую за него Б) не знаю, как поступить В) не проголосую за него 7. Допустим, что один из кандидатов обещает очистить страну от инородцев, из-за которых все неприятности. Как вы поступите? А) проголосую за него Б) не знаю, как поступить В) не проголосую за него 8. Представьте, что один из кандидатов обещает организовать быстрые и победоносные походы для расширения границ державы с гарантией успеха . Что вы сделаете? А) проголосую за него Б) не знаю, как поступить В) не проголосую за него Ключ к тесту. Если в ваших ответах преобладает вариант «а», то печальной может быть судьба нашего Отечества. А это означает, что и ваша судьба незавидна. Если в ваших ответах преобладает вариант «б», то вы немногим отличаетесь от предыдущего избирателя. Если в ваших ответах преобладает вариант «в», то все в порядке: страна будет мощной державой, а вместе с ней будете благоденствовать и вы. Анкета 1. Какую роль играет элективный курс в вашей учебной деятельности? А) расширяет и дополняет знания Б) повышает уровень правовой культуры В) готовит к участию в политической жизни общества Г) не дают никакой пользы Д) затрудняюсь ответить 2. Хотели бы вы изменить формы уроков? А) да б) нет В) не знаю 3. Когда вам исполнится 18 лет, будите ли вы участвовать в выборах? А) да Б) нет В) не знаю 4. Какую социальную роль вы хотели бы играть в будущем? А) избиратель Б) кандидат в депутаты В) член избирательной комиссии Г) никакую. Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru/
|