Понятие налоговой системы является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия «налоги». Если последние рассматриваются как финансовые отношения налогоплательщиков с бюджетом в ходе формирования централизованных фондов финансовых ресурсов и их концентрации в госбюджете и во внебюджетных фондах, то налоговая система развивает и конкретизирует этот процесс, определяя задачи, формы, методы и принципы. Н.Н. Заяц считает, что под налоговой системой следует понимать совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания [1, с.42]. А.Д. Кишкевич и Т.И. Василевская расширили понятие налоговой системы. По их мнению, налоговая система – это совокупность предусмотренных законодательством налогов, сборов и пошлин, принципов и порядка их установления, изменения, отмены, исчисления и уплаты, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства [3, с.36]. Принципы организации налоговой системы экономическая наука определяет с точки зрения влияния налогов на социально-экономическое развитие общества и благосостояние его граждан. Принято выделять две группы принципов налогообложения: - всеобщие, или классические, принципы, которые определяют базовые характеристики налоговых отношений и так или иначе используются в налоговых системах всех стран; - функциональные, или современные, на основании которых задаются условия действия налогообложения применительно к конкретным условиям страны и задачам государственной экономической политики. Всеобщие (классические) принципы: справедливость (равномерность и всеобщность), определенность, удобство, дешевизна (экономия). С развитием экономической системы классические принципы налогообложения совершенствовались, корректировались и дополнялись. В результате к настоящему времени оформились современные функциональные принципы налогообложения, отражающие современные требования к налогообложению со стороны государства и налогоплательщиков и основные тенденции налоговой политики. Это: всеобщность налогообложения; исключение двойного налогообложения; стабильность налоговой системы в течение достаточно длительного периода; простота и ясность системы и процедуры уплаты налогов; установление размера налога с учетом возможностей налогоплательщика, то есть уровня его доходов; оптимальность налоговых изъятий, обеспечивающая достаточное финансирование государственных расходов, с одной стороны, и относительно небольшое и равномерно распределенное налоговое бремя для налогоплательщиков – с другой; минимизация затрат на взимание налогов; корректировка распределения доходов для обеспечения социальной стабильности в обществе; соответствие налогообложения структурной политике государства; воздействие на стабилизацию экономического цикла, уровень занятости, инфляцию и др. [11, с.53]. Перед Республикой Беларусь стоит задача разработки эффективной налоговой политики и построения налоговой системы, обеспечивающей экономический прогресс. Мировой опыт показывает, что эта задача относится к разряду наиболее сложных, поскольку требует учета и оптимального сочетания двух противоречивых тенденций; во-первых, поиска путей увеличения поступлений средств в бюджет государства и, во-вторых, снижения налогового давления на товаропроизводителя для увеличения возможностей инвестирования. В ее решении большую роль должна сыграть оценка действенности отечественных налогов и их соответствия международным стандартам [2, с.16]. Главными критериями оценки цивилизованности и эффективности налоговой системы признаны: Равенство и справедливость налогов по отношению ко всем налогоплательщикам. Определенность и однозначность налогового законодательства, позволяющие одинаково его понимать и толковать и налогоплательщику и налоговому инспектору. Нарушение этого принципа приводит к тому, что налогоплательщик отдается во власть сборщика налогов. Удобство для налогоплательщиков, означающее приближение сроков уплаты налогов к моменту получения доходов, минимум бюрократических процедур, простоту исчисления. Стабильность, позволяющая прогнозировать финансовые результаты, в сочетании с гибкостью реакции на изменение экономической ситуации. Эффективность, предполагающая не только обеспечение государственного бюджета стабильными и равномерными поступлениями доходов, но и стимулирование налогоплательщиков к развитию бизнеса, совершенствованию техники и технологии производства [4, c.32-34]. Таким образом, совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин, иных платежей, а также форм и методов их сбора и построения, реализуемых соответствующими финансовыми и правовыми институтами, образуют налоговую систему или систему налогообложения. Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://socrat.info/
|