Меню сайта
Категории раздела
Биографии [28]
Биология и химия [2]
Издательское дело и полиграфия [1]
Краткое содержание произведений [6]
Промышленность, производство [3]
Рефераты по безопасности жизнедеятельности [4]
Рефераты по биологии [5]
Рефераты по географии [18]
Рефераты по геологии [2]
Рефераты по гражданскому праву и процессу [1]
Рефераты по информатике, программированию [14]
Рефераты по истории [19]
Рефераты по истории техники [6]
Рефераты по культуре и искусству [25]
Рефераты по маркетингу [1]
Рефераты по математике [7]
Рефераты по медицине [19]
Рефераты по менеджменту [12]
Рефераты по москвоведению [4]
Рефераты по музыке [14]
Рефераты по науке и технике [11]
Рефераты по педагогике [4]
Рефераты по политологии [7]
Рефераты по праву [9]
Рефераты по психологии [9]
Рефераты по рекламе [7]
Рефераты по религии и мифологии [14]
Рефераты по сексологии [7]
Рефераты по социологии [3]
Рефераты по физкультуре и спорту [10]
Рефераты по философии [24]
Рефераты по экологии [8]
Рефераты по экономике [15]
Рефераты по эргономике [15]
Рефераты по юридическим наукам [7]
Рефераты по юриспруденции [5]
Сочинения по литературе и русскому языку [30]
Топики по английскому языку [12]
Языкознание, филология [8]
психология, педагогика [16]
Новости [57]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 23
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта

Четверг, 21.11.2024, 18:18

Мой сайт


Приветствую Вас Гость
Главная » 2010 » Март » 11 » Искусство этрусков
01:17
Искусство этрусков

Эпоха, стиль, направление - искусство этрусков

Под именем этрусков известен народ, живший в I тыс. до н. э. на Апеннинском полуострове, к северо-западу от Рима. Этрурия и Древний Рим — соседи и ровесники. Обе культуры возникли в VIII в. до н. э. Тогда же в южной Италии и на Сицилии греки начали строить первые города. Вначале этруски значительно обгоняли своих соседей в развитии. Они были прекрасными строителями и умелыми инженерами. В конце VII в. до н. э. в Этрурии возникли религиозные союзы городов-государств — двенадцатиградия. Вся жизнь этрусков подчинялась ритуалам. Не случайно от этрусского города Цере происходит слово «церемония» (так древние римляне называли некоторые религиозные обряды). Этруски создали самый могучий флот в западном Средиземноморье. Некоторые из римских царей происходили из рода этрусков. В политическом смысле история этрусков шла по нисходящей. Приблизительно в V—III вв. до н. э. воинственный Рим покорил долго и ожесточенно сопротивлявшиеся этрусские города, и в них расселились римские воины. В конце концов этруски до такой степени слились с римлянами, что забыли свой язык.

Искусство этрусков отличается яркой самобытностью и в большой степени основано на идее смерти и загробной жизни. По соседству со своими городами этруски строили некрополи, причем, если «города живых» строились из дерева и глины и довольно быстро разрушались, то «города мертвых» возводились на века. Гробницы либо высекались в скалах, либо складывались из камня. Знаменитая гробница Флабеллиев в Популонии имет форму тумулуса — это полусферическая насыпь, укрепленная круглым каменным цоколем с выступающим карнизом наверху. Погребения аналогичной формы находятся в Бандитачча — знаменитом этрусском некрополе, принадлежавшем городу Цере. Вход в гробницы оформлен в виде прямоугольного проема со ступенчатой вершиной. Интерьер гробницы воспроизводит жилой дом. Иногда к покоям ведет длинный коридор — дромос, постепенно углубляющийся в землю. От него отходят одна или несколько комнат, связанных между собой. В комнатах помещались ложа, сиденья, троны, подставки для ног. В Гробнице щитов и тронов (некрополь Бандитачча) кресла, ложа и скамейки высечены из камня. Над ними по стенам развешаны круглые щиты — символы вечности. Плоский потолок гробницы также напоминает потолок жилого дома.

В VII до н. э. в гробницы клали богатые погребальные дары: золотые ювелирные изделия (фибула из гробницы Реголини-Галасси), чаши и блюда из серебра, бронзовые треножники и котлы (ситула из гробницы в Кьюзи). Непременным атрибутом всякой гробницы было зеркало. Знаменитые этрусские зеркала из бронзы с одной стороны были отполированы до блеска, с другой — украшены великолепной гравировкой (Диоскуры с Еленой и Афродитой. Этрусское зеркало). Темой изображений становились мифологические сюжеты, в завуалированной форме рассказывающие о жизни покойного. Одно из самых знаменитых зеркал представляет прославленного прорицателя Калханта, занимающегося гаруспицией — гаданием по печени жертвенной овцы. Держа печень в левой руке, бородатый и крылатый провидец внимательно всматривается в ее форму. По краю зеркала изображена ветвь цветущего плюща, за спиной Калханта стоит кувшин. Прекрасный точный рисунок принизан внутренней динамикой.

В этрусских гробницах не находят тел усопших, хотя иногда там встречаются большие терракотовые саркофаги (Саркофаг супругов из Бандитачча). Саркофаг изображает возлежащих на ложе мужчину и женщину с длинными волосами, широко раскрытыми глазами и радостными «архаическими» улыбками. Одной рукой мужчина обнимает прислонившуюся к нему жену. Супруги оживленно беседуют, устремив взгляд на воображаемого зрителя. Такие саркофаги служили своеобразным памятником усопшему. Возможно также, что в них хранился прах умерших. В Этрурии обряд кремации существовал с самых ранних времен вплоть до римского времени. Наиболее ярким видом искусства, связанным с кремацией, стали канопы — глиняные сосуды с крышкой для хранения праха усопших, найденные в окрестностях города Кьюзи (VII—VI вв. до н. э.). Они имеют много вариантов: одни представляют собой сосуд, оформленный в виде тела человека, другие — человекоподобную урну на троне. Третьи изображают фигуру человека, стоящую на сосуде. Наконец, четвертые — человека за ритуальным пиром.

Известная канопа из Сартеано представляет собой сосуд на ножке с двумя петлевидными ручками, в которые странным образом продеты изготовленные из глины человеческие руки с сомкнутыми пальцами. Крышкой канопы служит человеческая голова с правильными, почти классическими, слегка схематизированными чертами лица. Это юноша позднеархаических времен с шапкой густых волос, ниспадающих короткими локонами на лоб, с большими глазами и едва заметной улыбкой. Общая несоразмерность фигуры с огромной головой, короткими ручками и игрушечным телом выражает специфическое видение мира, свойственное этрускам.

Настенные росписи гробниц показывают, каким было представление этрусков о переходе в загробный мир. Этрусская фресковая живопись относится к VII—III вв. до н. э. Самые интересные и известные росписи выполнены в VI—V вв. до н. э. Эти росписи были сделаны в гробницах Тарквинии, древнейшего этрусского города (Фреска из гробницы «Буйволов», Сцена рыбной ловли из гробницы «Охоты и рыбной ловли»). Большинство из них снято со стен и хранится в специально созданных условиях в римском музее Виллы Джулиа.

Для этрусков смерть и сопровождающий ее переход к новой жизни — это вечный пир. Веселье, радость, беспечное наслаждение благами отличают росписи многих гробниц (Танцовщица из гробницы «Жонглера»). Мужчины по древнему обычаю возлежат на пиру на ложе. Этрусские женщины, в отличие от греческих, также присутствуют на пирах, причем не в качестве наемных музыкантш или танцовщиц, а занимают подобающее им положение законных жен. Древние полагали, что с вином в тело вливается «новая кровь бога».

В росписях «Гробницы львиц» представлена стремительная, удалая пляска загорелого юноши с длинными локонами и белокожей девушки в белых одеждах. Подобно египтянам, критянам и другим восточным народам, в живописи этрусков мужские и женские тела различаются по цвету. Очевидно, танцу предшествовало возлияние — об этом говорят кувшин в руке юноши и стоящий на полу ритуальный сосуд с носиком в виде птичьего клюва. Юноша и девушка танцуют, пристально глядя в глаза друг другу, высоко подпрыгивают и, кажется, прищелкивают пальцами.

С V в. до н. э. количество приносимых в гробницы даров стало уменьшаться. Богатые погребальные дары стали заменять расписными вазами — как собственной, весьма оригинальной работы, так и греческими, которые ценились очень высоко. С течением времени реальные вещи заменяются их изображениями, как, например, в знаменитой «Гробнице рельефов» в Цере (IV в. до н. э.). По стенам гробницы устроен целый ряд ниш для усопших; в нишах лежат каменные подушки, ниже, на скамьях, стоят сандалии для прогулки. Обувь хозяина стерегут трехглавый пес и богиня потустороннего мира со змеиными хвостами и морским рулем в руках. Стены и пилоны (столбы) покрыты изображениями самых разнообразных предметов и вещей: здесь и килики (сосуды) и веера, и трости, и оружие, и различные предметы обихода.

В III—I вв. до н. э. великолепное искусство гробниц затухает. Все чаще идеи бессмертия воплощаются в маленьких ремесленных урнах для праха, на передней стенке которых изображены сцены из древнегреческих мифов, связанных с предательством и убийством. Безнадежность очевидна в изображении людей, которых влекут в мир смерти свирепые демоны и даже подгоняют их палками. Высшим достижением этрусского искусства на его закате стали (портреты). Восходившие еще к эпохе каноп, в III в. до н. э. они приобрели особую глубину и трогательность. В отличие от древнегреческих портретов, отражавших некие идеальные обобщенные образы, этрусские художники воплощают в своих произведениях индивидуальные, неповторимые черты. На поздних урнах иногда возлежат блестящие красавицы, но гораздо чаще — тяжелые, оплывшие старики, взирающие на мир грустными бесцветными глазами.

Высшие достижения загадочного народа, культура которого до сих пор в должной мере не понята, наследовали практичные римляне: инженерное искусство, умение строить дороги и города.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://artclassic.edu.ru/


Категория: Рефераты по культуре и искусству | Просмотров: 727 | Добавил: isithaddly | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz