Ошибки в билете допускаются только в поле, где указано имя пассажира (не больше трех ошибок), и только в том случае, если при произношении ваше имя (фамилия) звучат правильно. Вы отправляетесь в путешествие по путевке, спешите на важную заграничную деловую встречу, а может, решили просто слетать в гости к давно ожидавшим вас родным в другой город или страну? Каким же способом лучше всего воспользоваться, чтобы быстро и с комфортом достичь нужного места? Конечно же, самолетом!
И хотя участившиеся несчастные случаи, связанные с авиарейсами, в последнее время приобрели печальную статистику, люди все снова и снова выбирают скоростное средство передвижения – воздушный транспорт.
В ряде статей МирСоветов будет стараться рассказать обо всех тонкостях, касающихся авиаперелетов, дать ответы на наиболее частые вопросы, с которыми сталкиваются потенциальные клиенты авиакомпаний. Приобретение авиабилета Как правило, покупают билет заранее, это можно сделать как за несколько дней до вылета, так и за несколько месяцев и чем скорее нужно вам вылететь, тем дороже обойдется билет. Также можно приобрести срочный билет в день вылета, но в таком случае на низкую стоимость авиабилета рассчитывать не приходится, как, впрочем, и на то, что вам повезет достать нужный вариант, поэтому рассчитывайте все заранее.
Сейчас множество авиакомпаний предлагают свои услуги по заказу билета по телефону, через их сайт по интернету, где, заполнив определенную форму, вписав свои паспортные данные и параметры билета, вы можете получить на руки такой билет уже через несколько часов в случае срочного заказа, или через несколько дней до даты вылета. Этот способ, конечно, очень удобен и не нужно будет тратить свое время и нервы в многочасовой очереди у кассы, но и здесь есть свои подводные камни, которые нужно вовремя рассмотреть. Так, если вы решили заказать билет, выбирайте проверенную авиакомпанию, проанализируйте отзывы на форумах. Прежде чем оплачивать билет, МирСоветов советует еще раз тщательно проверить все свои данные – ошибка в написании фамилии и имени, паспортных данных, места назначения может обернуться недействительностью оплаченного билета, безвозвратной потерей средств и даже полетом не туда, куда планировали. Ошибки в билете допускаются только в поле, где указано имя пассажира (не больше трех ошибок), и только в том случае, если при произношении ваше имя (фамилия) звучат правильно. Поэтому всё же правильность заполнения всех полей необходимо внимательно перепроверять. По статистике ошибки в авиабилете встречаются не так уж редко. Такая ошибка однажды привела к тому, что три туриста вместо Греции попали во Францию. Заказывая билет через Интернет-сайт, они вместо «Родос» (греческий остров) ввели «Родез». В результате в билете конечным пунктом был обозначен аэропорт Родез-Марссийяк, который находится во Франции. Если вам сказали, что билеты вы получите непосредственно за несколько часов до вылета, обязательно сохраните все свои распечатки и номера билетов, полученных вами на странице заказа и в сообщении по электронной почте, а также уточните, где, конкретно, будут выдаваться билеты, чтобы не бежать сломя голову в их поисках.
При покупке нужно учитывать один аспект: каким способом оплачивать. Сейчас активно за услуги рассчитываются кредитными карточками, причем, у конкретной авиакомпании могут быть свой перечень этих карт. Оплатить билеты можно и наличными непосредственно после их доставки курьером (платная услуга). Словом, кому как удобно, главное, чтобы вы получили подтверждение, что ваша оплата поступила на их счет, а с вашей карты была списана определенная сумма на эти цели (обязательно сохраните данные проведенной операции).
В случае доставки билета курьером проверить подлинность билета можно на основании документов, которые будут у курьера, удостоверяющих, что он работает в данной компании, уполномочен предоставить заказ, получить деньги (если вы расплачиваетесь наличными). Оплата указывается в специальном договоре, который будет у вас и у него, а по телефонам этой компании вы можете навести нужные справки о доставленном билете и получить ответы на возникшие вопросы.
Если все-таки решили покупать билет в кассе аэропорта, не забудьте захватить свои документы (паспорт РФ или заграничный, свидетельство о рождении ребенка, различные удостоверения, соответствующие вашему текущему статусу, например, если вы депутат, военный, моряк и т.д.).
Когда приобретаете билет, заранее выберите желаемое посадочное место, в этом случае помните, что самые безопасные места считаются у прохода, в хвостовой части самолета. Тарифы на авиаперелет Особое слово нужно сказать о классах авиаперелетов и различных тарифах, которые можно подобрать с учетом цели вашего полета, размера бюджета, желаемого сервиса, продолжительности маршрута, возраста, семейного положения и других, значимых для вас, факторов.
Выделяют три основных класса: первый класс, бизнес класс и экономический. Первые два очень дорогие по стоимости, но они того стоят, поскольку сервисное обслуживание ведется на высочайшем уровне, в них отсутствуют запреты. Годовой тариф по этим классам обещает вам срок актуальности авиабилета в течение всего этого времени. Экономический класс сильно колеблется по стоимости и зависит от конкретного тарифа, их на сегодняшний день выделяют великое множество. МирСоветов отметит самые распространенные, чтобы вы помочь вам сориентироваться и подобрать для себя самый оптимальный вариант. Полный или нормальный тариф (для первого, бизнес и годового экономического классов). Оплачивается по высокой цене, но он дает множество преимуществ его обладателю: широкие возможности его бронирования, времени оплаты и сроков оформления. Срок действия – год с момента продажи, в течение которого вы можете изменять направление, дату вылета, сделать возврат билета, нет запретов на длительность нахождения в пункте вашего назначения и остановки по всему пути. Если вам по обстоятельствам необходимо вернуть такой билет, вы не подвергнетесь штрафу и получите обратно потраченные средства. Экскурсионный тариф. Ограничивает срок действия билета от 1 до 6 месяцев, сроки обратного вылета (вы обязаны вернуться не раньше воскресенья, причем не имеет значения, в какой день недели вы прибыли, в некоторых случаях, не раньше, чем через 7 дней). Зато можно изменить дату вылета, не выходящую за рамки срока действия билета, при этом для внесения изменений необходимо обратиться за трое суток до начала этого самого действия билета, не позже. Тариф APEX. Утверждает сроки действия билета до трех месяцев, в некоторых случаях требуется заказывать заранее и выкупать не позднее определенного срока до начала рейса. Даты поездки не изменяются, в очень редких случаях удается лишь откорректировать дату обратного вылета за хорошую сумму штрафа. Возврат возможен не позднее, чем за сутки до начала действия билета, и то половину стоимости билета. Тариф PEX. Срок ограничен тремя месяцами, а также существуют жесткие условия приобретения, оплаты и оформления, определяемые конкретной авиакомпанией, действует правило воскресенья, взимается штраф за изменение даты вылета и за попытку вернуть билет. Молодежный тариф. Содержит ограничения на возраст пассажира до 25 лет, но в некоторых авиакомпаниях верхняя граница может колебаться плюс-минус 2 года. Сроки действия, даты начала рейса, возможность ее смены и возврата устанавливаются конкретной компанией, но многие допускают их корректировку. Студенческий тариф. Предлагается не всеми, содержит ограничения в возрасте от 26 до 31 года при условии наличия международного студенческого билета ISIC. Это специальный документ, который выдается по желанию учащихся с 12 лет, студентам, аспирантам и дает право на хорошие скидки в приобретении билетов на авиа, ж/д билеты, а также на другие товары и услуги. Получить его можно в некоторых туристических офисах, предъявив документы о том, что вы учитесь в конкретном учебном заведении (для школы – справка, для колледжей и университетов – ученический и студенческий билеты соответственно), паспорт или свидетельство о рождении и фотографию 3 на 4. Семейный тариф. Хотя он имеет короткий срок до 30 дней, жесткие условия в приобретении, узкие круг направления вылета, зато существует возможность скидки на супруга и детей 2-25 лет в размере половины от стоимости билета. Пенсионный тариф. Предоставляется лицам пенсионного возраста со скидкой от нормального тарифа в размере от 15 до 30%. Но ограничения жесткие: не во всех авиакомпаниях его можно приобрести, да и число направлений крайне узко (только Европа, страны Скандинавии и Великобритании исключаются) Групповой тариф. Чаще предлагается школьникам до 19 лет от 10 человек с учетом присутствия взрослого, который берет билет на льготных основаниях. Минусом является очень небольшое количество мест в Европе, куда можно вылететь по данному тарифу. Тариф SuperSaver. В них входят Super APEX, Super PEX. Являются самыми недорогими с колоссальными ограничениями: запрет смены даты вылета, обмена и возврата, Deadline (крайний срок приобретения, например, за 3 дня до вылета), BlackOut (запрещенные для полета дни) и др. Что интересно: по таким тарифам в Америке и Канаде запреты касаются даже определенной национальности пассажира и цели его поездки. Special Offers (специальные предложения) и Promotional (рекламные) тарифы. Разные авиакомпании могут добавлять подобные варианты тарифов, чтобы обеспечить загруженность пассажирами на малопоточных рейсах, но отследить эти предложения, чтобы выгодно приобрести такие билеты зачастую весьма проблематично, т.к. они довольно непостоянны. В конечную стоимость авиабилета кроме основного тарифа на авиаперелет входят также таксы аэропорта, сборы на топливо, комиссионные иногда агентские сборы, которые индивидуально определяются в разных компаниях и постоянно колеблются. Например, вы решили вылететь из Москвы в Киев, стоимость билета на одного взрослого вам обойдется в 4 380 рублей, сборы составят 2 192 рублей, итоговая сумма уплаты – 6 572 рублей. Или ваш маршрут пролегает по пути Москва – Рим, билет в одну сторону обойдется в 28 834 рублей, плюс аэропортовые сборы 2 404 р. Эти подсчеты примерные, в разных авиакомпаниях стоимость авиабилетов существенно отличается, если охватывать весь диапазон продажи билетов на различные направления, такса может вырасти до 10 тысяч рублей и более (особенно когда бронируются билеты высокого класса).
Если вы хотите сэкономить на цене билета и не торопитесь прилететь в нужное место, имеет смысл рассмотреть покупку билета с пересадками, что значительно дешевле, особенно в пределах одного перевозчика. Чтобы вы почувствовали разницу, МирСоветов приведет такой пример: перелет из Владивостока в Малайзию с пересадками получается дешевле, чем из Владивостока до Москвы за один перелет.
Также можно сэкономить, приобретая авиабилеты сразу «туда» и «обратно». Так вы заплатите сумму на 30-50% меньшую, чем если бы брали билеты по отдельности. Если вдруг вы нашли турфирму, которая предлагает авиабилеты по смехотворной цене, насторожитесь, если не хотите разделить судьбу обманутых туристов. Схема проста: вам гарантируют за минимальную сумму отдых в экзотическом месте, когда же вы выкупаете эти билеты и приезжаете на регистрацию в аэропорт, выясняется, что ни рейса, ни представителя турфирмы просто не существует, а телефоны для связи с оператором фальшивый. Условные обозначения на авиабилете Теперь, когда вы получили на руки билет, постарайтесь внимательно проверить свои данные. Значения каждого из полей в авиабилете МирСоветов приводит ниже:
1. Фамилия пассажира. NAME OF PASSENGER.
Тщательно прочитайте свою фамилию (пишется полностью) и имя (после знака слэш либо все имя, либо ее начальная буква); если вы вылетаете за границу – проверьте указанный пол (MR – мистер, MRS/MSS – мисс или миссис), а также правильность ваших данных латинскими буквами.
2. Откуда вылетаете и конечный пункт назначения. FROM/TO.
При наличии двух и более аэропортов в городе, пишут код аэропорта из трех букв. В случае с пересадкой на одном и том же рейсе, пишут начало и конец пунктов. Но в ситуации смены рейса дают билет с двумя купонами с указанием двух маршрутов. Для примера укажем коды московских аэропортов: VNO – Внуково, DME – Домодедово, SVO-1 – Шереметьево-1, SVO-2 – Шереметьево-2. Для последних двух обычно пишут SVO без цифр, поэтому при покупке билета обязательно уточняйте, аэропорт какого Шереметьево подразумевается для вашего случая.
3. Этот пункт охватывает две рядом стоящие колонки: Перевозчик / CARRIER и Рейс/ FLIGHT.
Дается значение кода авиакомпании, состоящего из 2 букв (например, SU – Аэрофлот, UN – Трансаэро, FV – Пулково, NN – ВИМ-авиа, S7 – Сибирь, 7B – КрасЭйр, Е3 – Домодедовские авиалинии, UT – ЮТэйр, H8 – Дальавиа, E5 – Самара и др.) и пишется номер рейса.
4. Дата вылета. DATE. Местная дата.
По ходу приобретения билета часто возникают вопросы: как поменять дату вылета и что требуется сделать, для возвращения билета. На первый вопрос можно ответить следующим образом: если у вас оплачен дорогой билет сроком на год, проблем со сменой даты возникнуть не должно. Вы можете связаться по телефонам с авиакомпанией или прийти непосредственно туда, назвать свой тариф и желаемую дату – вам обязаны внести изменения без дополнительных оговорок, в кассе получаете билет с новыми данными. Если у вас билет дешевле, но его тариф за некоторыми жесткими правилами позволяет менять сроки вылета, также обращаетесь к компании, уплачиваете некоторую сумму штрафа (размер его зависит от особенностей билета и конкретного перевозчика) называете новую дату и согласовываете ее с ней.
Аналогично обстоит ситуация, когда требуется вернуть билет по разным личным обстоятельствам, только нужно особо отметить, что возвращать следует строго в месте покупки данного билета. По дорогим билетам вы получаете точно ту сумму, которую внесли за их приобретение, по билетам со скидкой у вас вычтут штраф от всей стоимости. Еще нужно знать о вынужденном возврате, когда вы не смогли улететь по независящим от вас обстоятельствам - в такой ситуации потраченные средства возвращают даже по самым жестким тарифам, причем срок возврата колеблется от 30 дней до года.
5. Время вылета. TIME. Местное время
6. Статус. STATUS.
Буквы ОК говорят, что у вас есть место в самолете. RQ или SA говорят о необходимости дождаться окончания регистрации, возможно для вас появятся свободные места (по статистике около 5% пассажиров не являются на регистрацию). Если же у вас указан статус ОК и ваше место занято (такое может быть, если вы опоздаете или придете к самому крайнему времени регистрации на рейс), вас обязаны посадить в салон на класс выше вашего или если это невозможно, вы вправе получить компенсацию за неудобство и дождаться следующего рейса. Обозначение «NS» означает, что с вами без своего места летит малыш до двух.
7. Этот пункт включает интерпретацию двух колонок с надписями: Недействителен до / NOT VALID BEFORE и Недействителен после /NOT VALID AFTER.
Показывает дату, до и после которой билет бесполезен, и если ничего не указано, такой билет актуален в течение года.
8. Норма провозимого багажа. ALLOW.
Существуют общепринятые нормы бесплатного багажа: первый класс – 40 кг, бизнес-класс – 30 кг, экономический – 20 кг, с оговоркой, чтобы их параметры не превышали 160 см во всех направлениях. Если вам необходимо транспортировать больше, оплачиваете его дополнительно, кроме этого в самолет можно взять только одну ручную кладь плюс свою верхнюю одежду, ортопедические принадлежности для личного передвижения, детское питание.
9. Передаточная надпись/ограничения. ENDORSEMENTS/RESTRICTIONS>.
Здесь пишут об ограничениях во время полета, о возможности перехода с одной компании на другую и надпись SU Only в нашем примере говорит, что этот билет актуален только в пределах рейсов, осуществляемой авиакомпанией «Аэрофлот». Бывают и такие отметки: «SU/S7 ONLY», т.е. билет соответствует рейсам «Аэрофлот» (SU) и «Сибирь» (S7) и вы можете перейти с одного перевозчика на другой. Если тариф билета учитывает изменения, то это пишется примерно так: «RES CHG USD50» или «ONE INBOUND REB FREE», что в переводе означает: «ИЗМЕНЕНИЕ БРОНИРОВАНИЯ СО ШТРАФОМ 50 ДОЛЛАРОВ США» или «ОДНО ИЗМЕНЕНИЕ ОБРАТНОЙ ДАТЫ БЕСПЛАТНО». Для самых жестких тарифов часто печатают: «XX ONLY/NON REF/NO CHG/NO REROUT» - «БИЛЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЕН ТОЛЬКО НА ПЕРЕВОЗЧИКЕ ХХ/БИЛЕТ ВОЗВРАТУ НЕ ПОДЛЕЖИТ/ИЗМЕНЕНИЯ ДАТ ПО БИЛЕТУ НЕВОЗМОЖНЫ/ИЗМЕНЕНИЕ МАРШРУТА ЗАПРЕЩЕНО».
10. Итого. FARE.
Тариф в денежной системе места вылета и если вы вылетаете из России – указывается в долларах США. В случае продажи билета по особому тарифу, его не пишут (NO FARE) или ставят символы: IT или Forfait.
11. Эквивалент тарифа. EQUIV. FARE PD.
Если денежная система пункта продажи билета отличается от пункта вылета, указывается ее пересчет в графе «Итого», или «Дополнительный билет», или «Расчет тарифа». Для особого тарифа поле остается пустым или ставится IT или Forfait.
12. Такса. TAX.
Здесь пишут об обязательных аэропортовых сборах за услуги в виде символа из 2 букв и, если их очень много, их дописывают в поле «Расчет тарифа».
13. Всего. TOTAL.
Полная цена в той денежной системе, где был продан билет, в которую добавляют сборы в аэропорту, здесь отсутствует налог с продаж.
14. Форма оплаты. FORM OF PAYMENT.
Каким способом был оплачен: CASH (наличные), INVOICE или INV (безналичная оплата), CC (кредитная карта).
15. Первоначально выдан. ORIGINAL ISSUE.
В той графе печатают итог налога с продажи.
16. Форма и серийный номер билета. FORM AND SERIAL NUMBER.
Печатают серийный номер.
17. Для отметок авиакомпании. AIRLINE DATA.
Выставляется номер бронирования (PNR CODE). Здесь же рядом стоит поле: Выдан в обмен на / Issued in exchange for, в которую прописывают номер первого билета. Поясним на примере: вы выбрали маршрут Москва–Рим–Москва и прилетели в Рим. Затем ваши планы поменялись и вместо дальнейшего полета в Москву вам хочется достичь Лондона. Тогда заново рассчитают цену с учетом нового маршрута, начиная с Москвы, и если билет окажется дороже или дешевле, попросят вас доплатить разницу, либо ее вам возместят, а в новом билете в этой графе отмечают номер предыдущего.
18. Дата и место выдачи. DATE AND PLACE OF ISSUE.
По этой информации вы сориентируесь, когда и где брали этот билет.
19. Класс бронирования. CLASS.
Используются следующие символы: F, P, A – первый класс; J, C, D, I, Z – бизнес-класс и W, S, Y, B, H, K, L, M, N, Q, T, V, X – экономический класс, реже R – «Сверхзвуковой» (на рейсах с самолетами Concord).
Чтобы разобраться в этих символах, почему у вас стоит именно такая буква, немного поясним: для всех классов буквенная символика расположена в порядке убывания стоимости билета, т.е. в первом классе F, в бизнес – J и эконом – W, соответственно, являются самыми дорогими в своем классе. По сравнению с остальными, в них часто предоставляются дополнительные преимущества в виде увеличенного расстояния между пассажирскими креслами, расширенного меню, а для первого класса, в частности, возможность просмотра фильмов, телепередач, спутниковые телефоны. Аналогично можно сказать, что А в первом классе, Z в бизнес-классе, X в эконом-классе – самые низкие по цене.
Классы бронирования авиабилета накладывают ограничения и на то, каким тарифом вы можете воспользоваться. Допустим, вы и ваш сосед приобрели билеты в экономическом классе, у вас стоит отметка Y, у него – T. В чем будет разница таких билетов? Разница в цене и в различных ограничениях при его приобретении и выкупе, а также сроках действия, т.е. для вас существуют широкие, почти неограниченные возможности за сумму, к примеру, в 1000 долларов, в то время как у соседа очень жесткие условия за меньшую сумму в 350 долларов.
Что касается обслуживания – оно совершенно одинаково как для вас, так и для соседа.
20. Вид тарифа. FARE BASIS.
Показывается вид данного билета в виде букв и цифр, например, групповой, молодежный и т.д.
21. Расчет тарифа. FARE CALCULATION.
Здесь дается расписанный по пунктам тариф по всему билету. Буквы и символы включают коды городов, авиакомпании и тарифных компонентов. Также дается значение аэропортовых сборов, не поместившихся в графе «Такса/TAX», курсы пересчета нейтральных единиц, валют, различные ограничительные надписи (если последние не вошли за недостатком места в графы «Передаточная надпись/ограничения» и «Дополнительные ограничения»).
Помимо бумажного варианта, существует и электронный авиабилет, который начал распространяться с 2007 года и отличается от бумажного только тем, что все операции по бронированию и оформлению договора между заказчиком билета и авиакомпанией теперь переведены из бумажной в электронную плоскость. Все ваши данные, которые вы вводили, хранятся в электронном виде и чтобы получить такой билет, вам необходимо забронировать его, оплатить кредитной карточкой и приехать в аэропорт. Там стоят специальные автоматы по выдаче билетов, вы вводите свой код, который получили при бронировании и автомат печатает вам бумажный билет.
Теперь, когда вы уже многое знаете о тонкостях приобретения авиабилета, в следующих материалах мы сможем продолжить рассказ об авиаперелетах, познакомив вас с правилами перелета пассажиров и перевозки багажа. Эта информация будет крайне полезной во избежание недоразумений непосредственно при регистрации на посадку, избавит вас от лишней суеты.
А в дальнейшем и процесс перелета – от регистрации на рейс до прилета в конечный пункт – также будет описан в деталях, и, значит, не будет для вас чем-то крайне сложным и обременительным.
|